В первую очередь данная статья предназначена для жрецов хилеров, рассчитывающих на билды Света или Дисциплины, но жрецы Тени также смогут найти в этой статье интересные для себя моменты.
Используемые сокращения:
OO5SR - Вне действия правила 5 секунд;
I5SR - Во время действия правила 5 секунд;
МВ (PoM) - Молитва Восстановления (Prayer of Mending);
МИ (PoH) - Молитва Исцеления (Prayer of Healing);
ИК (CoH) - Исцеляющий круг (Circle of Healing);
СВСЦ (RSTS) - Система выбора случайной цели (Random Secondary Targetting System);
УСС (IHC) - Улучшенное священное сосредоточение (Improved Holy Concentration) (ветка талантов Свет);
Х/М (HpM) – Количество хила на единицу манны (Healing per Mana), показатель эффективности.
I. Билд (набор талантов)
В: Какой билд должен быть у жреца-хилера?
О: Дать ответ на этот вопрос сейчас гораздо сложнее, чем во времена The Burning Crusade. С выходом дополнения таланты Дисциплины в большинстве своём стали актуальны для рейдов, соответственно, с этими изменениями родилось множество различных комбинаций, имеющих право на жизнь. В этой статье я уделю особое внимание двум основным наборам талантов – это Свет и Дисциплина.
Первый набор(билд) - 57/14/0, уход в Дисциплину. Вы можете утверждать, что надо было кинуть 4 очка в прокачку Улучшенного исцеления (Improved Healing), но будет лучше потратить их на другие, более интересные вещи. В данном билде вы, в первую очередь, хилер танка. Также, за счёт прокачанных щитов, вы можете контролировать количество наносимого рейду урона. Эффективность же массового лечения почти равна нулю, так что постарайтесь, чтобы этим занимались другие хилеры. Если вы уходите в глубокую Дисциплину, то вам не обязательно полностью прокачивать Дух (Spirit), так как основное значение для вас он имеет только как вспомогательные средство реализации возможностей таланта Медитация (Meditation). Без прокачанных талантов Духовное направление (Spiritual Guidance) и Дух воздаяния (Spirit of Redemption) он почти бесполезен. Прокачанный дух мог бы быть полезен в случае, если вы одеты как паладин с упором на ману в 5 секунд, крит и скорость каста.
Другой билд - 14/57/0, уход в Свет. И снова, вы можете сказать, что надо было кинуть 6 очков в Дисциплину для того, чтобы взять Подвижность мысли (Mental Agility), но это не та цена, которую нужно платить за данный талант. В этом билде вы – превосходный рейд-хилер с УСС(IHC) и большим количеством манарегена. Если вы полностью прокачиваете ветку Свет, то Дух (Spirit) для вас является очень важным показателем, нежели чем в описанной выше ситуации с уходом в Дисциплину, так как Духовное направление (Spiritual Guidance) и Дух воздаяния (Spirit of Redemption) увеличивают количество Духа.
В: Колодец света (Lightwell) – бесполезный талант?
О: Даже с баффами этот талант не такой уж и важный. Вы спокойно можете взять Колодец ценой одного очка в Божественном Провидении (Divine Providence) или Испытании веры (Test of Faith), если у вас полностью прокачана ветка Свет – но это рационально лишь в том случае, если вы точно уверены, что будете часто его использовать.
В: Должен ли я брать Дух воздаяния (Spirit of Redemption)?
О: Как жрец Света, да. Обязательно. Как жрецу Дисциплины вам просто не хватит очков, чтобы до него добраться.
В: Должен ли я брать Вдохновение (Inspiration)?
О: Да. Почти нет ни одной ситуации, где был бы оправдан пропуск этого таланта. В любом билде – Дисциплине и Свете – этот талант вам нужен как хилеру танка. Если вы не живёте в мире, где вам никогда, никогда, никогда не надо будет заниматься хилом танка, то обязательно берите Вдохновение. Это не опциональный талант.
Вам должно быть известно, что, если жрец и шаман лечат одного игрока, то эффекты Стойкости предков (Ancestral Fortitude) и Вдохновения (Inspiration) перекрывают друг друга, уменьшая эффект от применения данных талантов. С другой стороны, совмещение эффектов этих талантов даёт почти постоянный эффект увеличенного количества брони. +25% – это очень сильный прирост. К тому же, что ещё вы можете взять за три очка талантов? В Свете не так уж много вариантов, а Дисциплине и того меньше.
В: Насколько хорош талант Улучшенное священное сосредоточение (Improved Holy Concentration)?
О: Когда вы оденетесь в вещи из Накса-10 и под баффами получите 20% шанс крита, этот талант станет очень мощным. С 6 из 6 в СС+УССУСС 20% крита означает 9% вероятность того, что вы получите УСС бафф. Это означает, что в 2 из 11 случаев скорость чтения ваших лечащих заклинаний (прямой направленности) увеличится на 30%, а в 1 из 11 заклинание будет полностью бесплатным.
В: Предел сил света (Holy Reach) – да или нет?
О: Он не так полезен, так как теперь ИК (CoH) распространяется на рейд. При желании вы можете его взять, но придётся принести в жертву проходные или регенерирующие таланты (обычно вычитаются два очка из Испытания веры (Test of Faith)). Для альтернативы, вы можете не брать два очка в Улучшенном обновлении (Improved Renew), так как данное заклинание частично потеряло свою полезность в WotLK.
В: Подвижность мысли (Mental Agility) или Божественное провидение (Divine Providence)?
О: Эффект от ПМ накладывается на все мгновенно читаемые спелы: ИК, МВ, Обновление и Щит. Божественное провидение уменьшает время перезарядки МВ (PoM) и увеличивает эффективность заклинаний ИК, Связующее исцеление и Молитва исцеления. Я пропустил заклинания Кольцо света и Божественный гимн, так как они не так важны для хилера рейда.
В общем, Божественное провидение более полезно при условии, что в него вложено 5 очков. Однако, Подвижность мысли выигрывает в показателях чистой эффективности. Уменьшенная стоимость заклинаний всегда имеет больший вес, чем прибавка к количеству лечения. Если подсчитать количество хила на единицу маны, то получается, что уменьшение стоимости на 10% на 1.1% даёт больше хила на ед. маны, чем 10% прибавка, собственно, к количеству хила.
В: Какие таланты имеют низкий приоритет или вообще сейчас бесполезны? (для ПВЕ)
О: Молчаливая решимость (Silent Resolve). Благословенное восстановлени (Blessed Recovery). Средоточие воли (Focused Will). Благословенная устойчивость (Blessed Resilience). Отражающий щит (Reflective Shield). Опаляющий свет (Searing Light). Неприклонная воля (Unbreakable Will). Улучшенный божественный дух (Improved Divine Spirit). Улучшенное сожжение маны (Improved Mana Burn). Мученичество (Martyrdom).
Первыми талантами, откуда можно вытащить очки в случае, если вы пожелаете внести изменения и сохранить ключевые возможности билда – это Улучшенное обновление (Improved Renew), Защита от заклинаний (Spell Warding), Средоточие исцеления (Healing Focus) и Колодец света (Lightwell).
В: А что насчёт таланта Всплеск света (Surge of Light)?
О: Классный талант. "Must have" для жрецов Света. Вы можете с лёгкостью добиваться прока с помощью каждого каста ИК(CoH). В случае лечения рейда – это просто замечательно, когда вы можете вылечить одним кастом 6 целей на 2 тысячи, а затем получить бесплатный мгновенный каст на 4 тысячи хила, которым можно вылечить цель с самым низким количеством здоровья. Единственная проблемой остаётся глобальная перезарядка заклинаний, так что вам нужно внимательно следить за таймерами в случае спама ИК, чтобы не потерять в эффективности лечения за счёт потери времени.
В: Какие таланты обязательно должен иметь жрец Дисциплины?
О: Вознесение (Rapture), Милость (Grace), Божественное покровительство (Divine Aegis) и Искупление (Penance). Лишнее время (Borrowed Time) и Новая надежда (Renewed Hope) отлично будут взаимодействовать с Улучшенным щитом (PW:S) и Двоевластием (Twin Disciplines), предоставляя повышенное поглощение урона и другие плюшки. Просветление (Enlightenment) также в высшей степени важный талант, позволяющий заменить параметры ваших вещей и вместо того, чтобы искать шмотки на скорость чтения и дух, вы можете сконцентрироваться на чём-то более интересном, например, крите.
В: Какие таланты обязательно должен иметь жрец Света?
О: УСС (IHC), Прозорливость (Serendipity), Оберегающий дух (Guardian Spirit) и Духовное исцеление (Spiritual Healing). Оберегающий дух – в высшей степени достоин того, чтобы вложить в него 51-е очко. Прозорливость – эквивалент Вознесения (Rapture) в ветке Дисциплины, просто замечательный талант для сохранения маны, а УСС вы никак не должны обойти вниманием. С этими талантами вы очень сильно повышаете скорость лечения и понижаете количество затрат маны.
Примечание: Медитация (Meditation) всё ещё требуется для обоих наборов талантов. Это глупо, но Близзард отметили, что обеспокоены данной проблемой, и, возможно, весной мы получим решение. Надейтесь на лучшее.
II. Регенерация
В WotLK в очередной раз была пересмотрена модель регенерации. Как мы помним, в обновлении 2.4 вы считали регенерацию маны по следующей формуле:
5 * 0.0093271 * Дух * Кв. корень ( Интеллект )
которая делает важным параметром Дух, а также немного и Интеллект.
С наступлением 80 уровня и по идее Близзард коэффициент был снижен, и теперь для 80 уровня формула имеет следующий вид:
5 * 0.005575 * Дух * Кв. корень ( Интеллект ).
В итоге, манареген срезан приблизительно на 40%. Это приводит к тому, что вес Духа и Интеллекта уравнивается, тем более с учетом изменений эффекта Восполнения (Replenishment).
Восполнение (Replenishment) – прок от заклинаний, доступных паладинам Возмездия, охотникам Выживания и жрецам Тьмы. Запускает бафф, длительностью 15 секунд, восстанавливающий 0.25% от их общего количества маны каждую секунду. Действует максимум на 10 людей. Для уравнения веток талантов разработчики сделали так, что жрец Дисциплины получает 0.237 маны в 5 секунд (Mв5) за каждую единицу Интеллекта, в то время как жрец Света получает 0.206 Мв5. Как упоминалось выше, жрец Света также получает 1% крита за каждые 150 единиц Интеллекта, а жрец Дисциплины получит тот же 1% за 132 единицы.
Вес интеллекта:
Дисциплина: 132 интеллекта = 1% крит, 31.3 Mв5
Свет: 150 интеллекта = 1% крит, 30.9 Mв5
Вес спирита:
Дисциплина: 132 духа = 40 Mв5
Свет: 150 духа = 46 Mв5 + 43 к силе заклинаний
Так что становится совершенно ясно, что в отношении чистого регена (игнорируя реген маны во время критов) при сравнении духа и интеллекта первый всё же выигрывает. Однако, разница между эффектами ничтожно мала, поэтому вы без проблем можете собирать вещи, совмещая интеллект и спирит в равных пропорциях.
В разделе XI (б) вы можете найти краткое обсуждение, как на самом деле работает мана реген от интеллекта. Совокупность общего количества маны, регена от пета и критов в конечном счёте делает интеллект более сильным показателем, чем дух. Но в случае, если вы в билде Света, то вы можете потерять в эффективности хила, за счёт того, что часть талантов ориентирована на дух, но если вы жрец Дисциплины, то надобность сильно беспокоиться о количество духа отпадает.
В: А как мне использовать преимущество выхода из правила 5 секунд?
О: Если вы жрец Дисциплины, то, возможно, никак. В Дисциплине у вас не будет возможности часто делать большие перерывы между кастами заклинаний. К тому же, эффект таланта Милость (Grace) действует 8 секунд, поэтому дождаться выхода из правила вам будет достаточно сложно. Это означает, что для жреца Дисциплины будет рациональным не слишком концентрироваться на духе, в то время как у жрецов Света совершенно иная ситуация.
Если вы жрец Света и используете Внутреннее сосредоточение, УСС и Всплеск Света, то вы с лёгкостью можете «обмануть» правило 5 секунд. Большое количество духа в данном случае сыграет на вам руку, особенно когда Духовное исцеление ещё и даёт прибавку к количеству хила.
III. Обман правила 5 секунд
Главная фишка обмана правила – избегать его, то есть выходить всеми правдами и неправдами. Механика данного правила такова, что после того, как вы закончили чтение заклинания, расходующего ману (важный момент), вы входите в пятисекундный период (I5SSR) во время которого ваш реген уменьшен. Насколько уменьшен – зависит от того, как вы распределили таланты (Медитация (Meditation) = 30% к манарегену I5SR).
При условии, что жрец основной реген получает от духа, объём регена во время и вне правила 5 секунд различается примерно в два раза. В зависимости от вашей одежды коэффициент может колебаться от двух(вещи, прибавляющие только к мане в 5 секунд) до трёх(вещи, прибавляющие только к духу). В любом случае, тик маны в правиле 5 секунд минимум в два раза меньше, чем вне правила.
Так как же нам обмануть правило?
Во-первых, Внутреннее сосредоточение (Inner Focus) гарантирует нам выход из П5С, так как он делает чтение следующего заклинания бесплатным и, соответственно, не запускает правило. Типичная последовательность действий:
1) Отхиливаем танка до конца;
2) Ждём 2 секунд;
3) Жмём Внутреннее сосредоточие (Inner Focus);
4) Начинаем кастовать Великое исцеление (Ранг 9), но не докастовываем и жмём кнопку с макросом /stopcasting до того момента, пока хил действительно будет нужен;
5) Кастуем новый хил – когда он докастуется, то вы снова войдёте в правило 5 секунд.
Те же самые действия вы можете совершать во время проков УСС (IHC), частоту которых можно приравнять к 1 из 11 кастов. Стопкастинг всё ещё остаётся важен в WotLK!
Есть несколько полезных аксессуаров(тринкетов) для такого типа игры. Один из них это старый добрый - Серьга душевной медитации (Earring of Soulful Meditation). На замену ему приходит Стеклышко духовного мира (Spirit-World Glass), который падает с Готика в Наксарамасе-10.
IV. Правильное использование Исчадия тьмы (Shadowfiend)
Если вы давно играете жрецом, то уже успели узнать насколько тупы наши регенящие ману петы. Они медленны, по тупому выделяют цели для атаки, и предугадать количество маны, которое вернется каждый раз почти нереально. Несмотря на это, полностью отказаться мы от них всё равно не можем.
Если вы вызываете Исчадие в ситуации, когда рейд постоянно получает урон (например, на Пророке Скверны (Felmyst)), вам надо использовать следующий макрос:
/target Shadowfiend
/cast Power Word: Shield
Хоть щит и стоит маны, но он частенько спасает пету жизнь, позволяя выиграть для вас дополнительные 2-3 тика маны.
Учтите, что механика Исчадия с выходом дополнения была переделана таким образом, что теперь оно восстанавливает 4% от общего количества вашей маны за удар. Это означает, что в теории вы можете восстановить себе до 40% маны. Если пет получает бафф от Тотема неистовства ветра (Windfury Totem), то он сможет нанести до 12 ударов с учетом промахов. Обычно получается так, что в среднем пет наносит от 11 до 14 ударов, позволяя восстанавливать от 40 до 60% маны, соответственно.
V. Даунранкинг и Коэффициенты для заклинаний
В: Осталась ли техника даунранкинга актуальной?
О: Нет. Близзард изменили стоимость маны всех заклинаний низкого ранга так, чтобы она была такой же, как у заклинаний максимального ранга. Теперь нет причины использовать что-то кроме заклинаний максимального ранга.
VI. Участие в рейдах в качестве жреца Света
В: Какие заклинания я обычно должен использовать?
О: Тяжелый вопрос. Каждый бой отличается от предыдущего. Я постараюсь привести примеры с различными ситуациями.
Лечение танка: Обновление (Renew), Великое Исцеление(9) (Greater Heal), Молитва Восстановления (PoM), Быстрое Исцеление(11) (Flash Heal) и, в некоторых случаях, Щит(PW:S). В основном постоянно держите в раскрученном состоянии ВИ, чтобы вовремя его влить, и кидайте МВ на танка по кулдауну. Время от времени вы можете использовать связку МВ+Щит, особенно, когда вы находитесь в движении – мгновенные касты делают нас в некоторых ситуациях более полезными, чем паладины.
Лечение рейда: Предсказуемый урон можно легко отлечивать с помощью Молитвы Исцеления(PoH) и Исцеляющего Круга (CoH), при условии, что группы расставлены правильно. Учтите, что HPS(количество хила в секунду) ИК меньше, чем у МИ, поэтому, если вам нужно отхиливать много входящего по группе урона, ИК может быть недостаточно быстр, используйте Быстрое Исцеление (Flash Heal) (с Глифом). БИ – более эффективно в WotLK, чем Обновление, за счет большей скорости отлечивания цели и возможности запустить эффект Прозорливости (Serendipity).
Если вы чистите трэш и сталкиваетесь с большим количеством массового урона, используйте все, что можно, чтобы сохранить жизнь рейда. Трэш – это как раз та ситуация, где количество хила гораздо более важно, чем экономия маны. Очень редко можно спустить всю маны за 3 минуты боя с трэшем, поэтому лечите рейд и держите людей живыми.
VII. Участие в рейдах в качестве жреца Дисциплины
В: Какие заклинания я обычно должен использовать?
О: Тяжелый вопрос. Каждый бой отличается от предыдущего. Я постараюсь привести примеры с различными ситуациями.
Лечение танка: Щит (PW:S), Искупление (Penance), Быстрое Исцеление (Flash Heal), Молитва Восстановления (PoM) и, в некоторых случаях, Великое Исцеление(9) (Greater Heal). Всегда держите на танке дебафф от щита Ослабленная душа (Weakened Soul), чтобы запустить эффект Новой Надежды (Renewed Hope) для повышения шанса критов. Старайтесь работать эффективно, так как Вознесение (Rapture) работает от отлеченного вами количества здоровья, а не от общего количества входящего хила (читай оверхил в данном случае не прокатит).
Лечение рейда: Предсказуемый урон можно легко отлечивать с помощью Молитвы Исцеления(PoH) (PoH), Быстрого Исцеления (Flash Heal) и Щита (PW:S), при условии, что группы расставлены правильно. В случае, если вы знаете, что человек получит урон, щит его поглотит и вы можете его кинуть – это будет сохранять вашу ману. Достаточно эффективным будет помогать лечить рейд кидая на людей щиты.
VIII. Как эффективно осуществлять кросс-хил
Обычно, существует два типа ситуаций, где от жреца требуется кросс-хил в течение боя с боссом.
1 ситуация: предсказуемый входящий урон с некоторым эффектном случайности. Примеры: Морогрим Волноступ (Morogrim Tidewalker), Верховный Полководец Надж’ентус (High Warlord Naj'entus), Анетерон (Anetheron), Пророк Скверны (Felmyst).
Ключевой момент боя – это не спамить хилы, как сумасшедший, пытаясь отлечить всех по полной. Вам нужно знать общее количество входящего урона, чтобы понимать, когда 20% здоровья может в момент опуститься до 0. Также вы должны чётко понимать свои возможности – часть вашей работы – это сохранение должного количества маны, чтобы лечить весь бой.
Например, если на Наджентусе вы спамите хилы как псих, мана у вас закончился через 90 секунд. А бой в среднем занимает 5-6 минут. Говоря другими словами – люди, которых вы должны лечить, умрут через 2 минуты, так как лечить их будет не на что.
Вы должны знать примерный объём входящего урона и быть готовым к нестандартным ситуациям. На Морогриме ключевой момент - это поднять всех до 6 500 ед. здоровья как можно быстрее, а дальше надеяться на то, что хилеры на Вотер Томбах доделают вашу работу. На Наджентусе вы знаете, что он наносит около 3 500 урона во время АОЕ и то, что тик копья равен примерно 6 000 урона. Первым делом вы должны поднять всех до 4к ед. здоровья. Вторым – до 6 500. И в последнюю очередь – отлечить полностью.
Главный приоритет имеют те ситуации, где вы используете все возможности, которые у вас есть. На Наджентусе поможет сэкономить ману расчёт время каста для МИ (PoH), чтобы он лёг ровно в то время, когда разобьют щит – в итоге получается около 15 ед. хила на ед. маны – довольно хороший показатель. Для сравнения, если вы будете использовать БИ (Flash Heal) на каждого из людей, то, во-первых, поднять каждого из пяти человек до 2.5к будет гораздо дольше, а стомость по мане увеличится в два раза.
Постоянно думайте о том, надо ли вам поднять игроку полное здоровье или вы это можете сделать через 5…15 секунд. На Морогриме большинство времени вы можете использовать Обновление (Renew), которое невероятно эффективно в этом бою. Также не забывайте и про глобальную перезарядку спеллов.
Учитесь чувствовать динамику боя и узнавать, куда попадают копья(Наджентус). Если вы видите, что копьё на танке, а вы назначены на лечение рейда - помогайте хилерам танка, если у вас на это есть мана и время. Сохранение жизни танка – это хорошее дело. Но не вмешивайтесь сильно в работу других людей, так как вы можете пропустить понижение здоровье своих целей.
И последнее. Следите за другими хилерами. Большинство времени хилер танка не может остановиться и полечить сам себя. И ваше Обновление(Renew) очень бы ему помогло, если оно сохранит ему 2 секунды, когда он должен остановить хил танка и отлечивать себя, рискуя потерять танка.
2 ситуация: большое количество урона, сконцентрированное на небольшом количестве участников рейда. Примеры – Гуртогг Кипящая Кровь (Gurtogg Bloodboil), Гидросс (Hydross), Солариан (Solarian) и т.п. Вы знаете объём входящего урона, но вы не знаете кто будет следующей целью, так как босс выбираёт её случайным образом.
Водяные Гробницы (Frost Tombs) на Гидроссе, Чародейские стрелы (Arcane Missiles) Солариана – характерные примеры того, когда боссы сфокусированы на одной цели небольшое количество времени и наносят огромное количество урона. 100% Водяная Гробница может сложить 30-40% рейда, так как у них просто может не хватить стамины.
В описанных выше ситуациях главный приоритет – это отлечить отдельно взятого игрока. Если вы правильно подгадали время и место расположения, используйте заклинания рационально. Например, начните кастовать ВИ:9 (GH:9) за несколько секунд до увеличения дебаффа Водяной Гробница до 100%. Но если вы опоздали, то используйте любые заклинания, чтобы как можно быстрее поднять здоровье игрока. Если вы находитесь в движении и видите игрока в Гробнице, то киньте на него МВ (PoM) или Щит (PW:S), что будет полезно и в случае помощи другим хилерам.
В таких ситуациях важно сохранять баланс между живучестью людей и эффективностью лечения (Хил на ед. маны). Часто сохранение жизни имеет большой вес, чем эффективность. Просто учитывайте это и старайтесь сохранять ману.
IX. Механика угроз (threat) и Вы
C выходом аддона вся система угроз (далее аггро) была изменена. Танки получили множество способностей сохранять аггро на большом количестве мобов, а Благословение Спасения (Blessing of Salvation)было удалено из игры. Поэтому в 90% ситуаций аггро не будет для вас проблемой. Остальные 10% - это энкаунтеры, на которых вы будете заниматься массовым хилом в комнате, где в случайных местах появляются мобы и танки просто-напросто не успевают их сразу перехватить. В этих и только этих ситуациях вы должны беспокоиться о своём аггро.
Уход в тень (Fade): Слияние с окружающей средой, снижающее уровень угрозы… Учтите, что аггро, потерянное с помощью данного заклинания, полностью восстановится через 10 секунд после того, как оно спадет, и продолжает накапливаться во время Ухода. В WotLK механика заклинания была изменена таким образом, что в реально во время действия баффа ваше аггро сбрасывается до нуля. Таким образом это очень нужное заклинание и оно обязательно должно быть у вас на горячей клавише.
Молитва восстановления (Prayer of Mending): когда МВ прокает (т.е. цель получает урон и используется заряд МВ), аггро от лечения переходит напрямую к тому, кто кастовал МВ. Не используйте МВ во время пула, так как вам придётся ещё и кастовать Уход в тень, иначе вы рискуете умереть. Ещё раз повторяю: МВ не передаёт аггро другим игрокам. Будьте осторожнее.
Замечание: на данный момент (3.0.3) МВ проки дают 0 аггро… каждому. Я думаю, что это баг и это поправят в следующих патчах.
X. Химия и еда
Еда: Жаренная каракатица (Cuttlesteak), Котлета из змея с пряностями (Spiced Wyrm Burger), Нежный стейк из черпорога (Tender Shoveltusk Steak), Сочные сосиски из люторога (Mighty Rhino Dogs).
Масло: больше нет.
Настои (Flasks): Настой чистой мудрости (Flask of Distilled Wisdom) – наилучший вариант, Настой чистого колдунства(Flask of Pure Mojo).
Зелья (Potions): Рунический флакон с зельем маны(Runic Mana Potion) – можно использовать один раз за бой. Если вы не хотите пить фласки: Сильный элексир разума (Elixir of Mighty Thoughts), Мощный эликсир крови волшебника (Elixir of Mighty Mageblood), Эликсир духа ([Elixir of Spirit) – охранные эликсиры. Боевые эликсиры - Эликсир смертельных ударов (Elixir of Deadly Strikes), Эликсир гуру (Guru's Elixir), Эликсир силы заклинаний (Spellpower Elixir).
XI. Полезные модификации
Вариантов стандартного хилерского набора аддонов не так уж и много. Функционал большинства из них направлен на то, чтобы вывести рейд-фреймы и мейн-танков на самое видное место, чтобы было хорошо видно количество здоровья каждого игрока и для возможности контроля за баффами и дебаффами.
Для начала вы можете заменить юнит-фреймы:
ag_UF или Pitbull
Расположите их в наиболее удобном для вас месте на экране и настройте их таким образом, чтобы отображение баффов/дебаффов и здоровья было для вас наиболее наглядным.
Далее вы замените рейд-фреймы:
GRID, Pitbull, sRaidFrames и для вывода танков: oRA2, Pitbull
Убедитесь, что фреймы настроены таким образом, что показывают баффы и дебаффы, а также выделяют цветом фреймы игроков, получающих аггро, чтобы вы вовремя могли заметить, кому нужно лечение.
Выберите для себя другие наиболее удобные аддоны, например:
Замена action-bars: Bartender4, Dominos
Аггро-метр: Omen/Threat-1.0
Босс-моды: Deadly Boss Mods, BigWigs
Сумки: ArkInventory, AllInOne
Чат: Prat
Информационная панель: FuBar
Каст-бар: Quartz
Комбат-текст: SCT
Биндим спелы на мышку: Clique
XII (а). Во что мне одеваться?
После выхода WotLK важность Духа была значительно понижена, а Интеллекта наоборот стремительно возрасла за счёт того, что вся механика регена теперь привязана с % общего количества маны. Но об этом позже.
Когда вы смотрите на вещь и думаете о том, чтобы её обновить, задайте себе ряд вопросов. Во-первых, какие камни вы в неё вставите? Всегда сравнивайте вещи со вставленными камнями (с или без сокет-бонусов, что зависит от вашего выбора камней).Если вы не уверены насчёт того, что вставить в вещь, попробуйте несколько комбинаций и выберите наиболее подходящую вам по результату.
Наиболее важные параметры по мере возрастания: выносливость, дух, Мв5, скорость чтения заклинаний, крит, интеллект, сила заклинаний. Впервые после патча 2.3 жрецам не надо набирать много духа на вещах, так как эффекты от него понерфлены.
Касаемо духа, жрецы Дисциплины должны рассчитывать свой мана реген от духа так: 5 духа = 2 Мв5. При налчии 1000 ед. Интеллекта и уменьшения времени действия правила 5 секунд на 20% под Медитацией 2.4 ед. духа дадут реген 1 маны за 5 секунд. Это единственная польза, которую вы получаете от духа, за исключением возможного быстрого регена вне правила 5 секунд, что случается у жрецов Дисциплины гораздо реже, чем у жрецов Света. Так что, если вы видите хорошую вещь со параметрами выносливость/интеллект/дух+сила заклинаний/крит вы с лёгкостью можете сравнивать её с чем-нибудь типа выносливость/интеллект+сила заклинаний/Мв5/крит. Если на ней больше Мв5, чем 2*Дух/5, то эта вещь подходит вам больше.
Что касается скорости чтения заклинания, то есть несколько трюков позволяющих её увеличить. Если вы можете достичь 20% скорости чтения, то это снизит время чтения ВИ (GH) (без проков и талантов) до 2.08 секунды. Жрицы Дисциплины также получают 5% от таланта Просветление (Enlightenment) и дополнительные 5% от Тотема Ярости Воздуха (Wrath of Air Totem), оставляют вам задачу собрать с вещей всего лишь 10% к скорости чтения заклинаний. Жрецам Света, у которых нет таланта Просветление, придётся собирать большее количества рейтинга скорости. Как альтернативный вариант, вы можете считать проки УСС (IHC) как часть вашего рейтинга скорости чтения.
Относительно крита, есть причина остановиться собирать крит на любом уровне. Вы получаете 5% к криту в талантах (Свет) и Дисциплина позволяет прибивать к нему ещё 4% благодаря таланту Новая надежда (Renewed Hope) (на вашем танке постоянно должен висеть дебафф Ослабленная душа (Weakened Soul)). К тому же, ни один рейд из 25 человек не будет до конца эффективным без мункина, от которого вы можете получить ещё 5% крита. Допуская, что с баффами у нас около 1000 интеллекта, что даст ещё 6% крита, можно считать, что минимальное количество крита у приста под рейдовыми баффами будет не менее 20%. И, когда вы соберёте достаточное количество вещей с критом, вы получите 25%+ крита, что является очень хорошим показателем.
Интеллект сейчас является очень важным показателем. Он конвертирует ректинг крита как 150 к 1 (с Благословением королей) для жрецов Света и 132 к 1 (BoK + MS) для жрецов Дисциплины. В дополнение к этому, механика мана регена базируется на конечном количество % от вашего количества маны, поэтому чем больше у вас маны, тем лучше оно работает. Восполнение (Replenishment) на 20к маны регенерит 250 Мв5 и 190 на 15к. Ваш пет теперь тоже восстанавливает фиксированный процент от вашего общего количество маны, а Тотем прилива маны (Mana Tide Totem) также продолжает данную практику.
Приблизительный расчёт:
Собрать до 10% к скорости заклинаний. Подумайте как следует, нужно ли вам большее количество под рейдовыми баффами и с талантами.
Сила заклинаний также важна.
Для жрецов Света, 9 духа = 4 Мв5.
Для жрецов Дисциплины, 5 духа = 2 Мв5.
Крит важен до того момента, когда вы наберёте 25% под рейдовыми баффами.
В конце Накса-25 у вас будет 2600 к силе заклинаний, 25% крита и 10% к скорости заклинаний с примерно 500 Мв5 во время действия правила 5 секунд. Всегда рассчитывайте на рейдовые баффы, когда пытаетесь подсчитать наиболее выгодную для вас комбинацию параметров.
XII (б). Какие камни мне вставлять?
В: Надо ли мне продолжать использовать эпические камни?
О: Нет. Камни обычного качества лучше эпических камней TBC, а камни редкого качества полностью уничтожат их. Пока в WotLK нет доступных эпических камней, но со временем это, конечно, изменится.
В: Какие камни мне можно вставлять?
О: Камни с параметрами духа и интеллекта также важны, как и камни только с интеллектом. Сила заклинаний – логически оправданный выбор, а доступные комбинации сила закл./инт. и сила закл./скорость закл. делают сравнение ваших камней не особенно сложным. Пока ваши камни включают в себя такие параметры, как крит, сила заклинания, интеллект, дух и Мв5 – очень сложно ошибиться и дать неправильный ответ.
В: Есть ли специфичные камни?
О: Всего доступно около 100 специфичных камней, но я приведу список наиболее используемых из них (для жрецов):
Обычные камни:
Рунический алый рубин (Runed Scarlet Ruby)
Искрящийся небесный сапфир (Sparkling Sky Sapphire)
Мерцающее сияние осени (Brilliant Autumn's Glow)
Мимолетное сияние осени (Quick Autumn's Glow)
Мягкое сияние осени (Smooth Autumn's Glow)
Королевский сумеречный опал (Royal Twilight Opal)
Очищенный сумеречный опал (Purified Twilight Opal)
Лесной изумруд провидца (Seer's Forest Emerald)
Смутный лесной изумруд (Misty Forest Emerald)
Замысловатый лесной изумруд (Intricate Forest Emerald)
Тревожный королевский топаз (Reckless Monarch Topaz)
Могущественный королевский топаз (Potent Monarch Topaz)
Светоносный королевский топаз (Luminous Monarch Topaz)
Мета-камни:
Провидческий алмаз землеправителя (Insightful Earthsiege Diamond) – самый полезный и лёгкий по требованиям камень. Перезарядка прока, восстанавливающего 600 маны – 45 секунд, а прибавление 21 ед. к интеллекту делает это лучшим доступным мета-камнем.
Нерушимый алмаз землеправителя (Bracing Earthsiege Diamond) – бесполезен. 25 к силе заклинаний ничего не даст, когда у вас 2800+ по рейдовыми баффами, а уменьшенная генерация аггро также бесполезна.
Тлеющий алмаз небесного сияния (Ember Skyflare Diamond) – неплохо камень, возможно, второй по значимости после ПАЗ (IED). 2 интеллекта даст хороший прирост после того, как вы переступите предел 1155 интеллекта под рейдовыми баффами, что случится на ранней стадии освоения Накса-25. Однако, прок ПАЗ равен примерно 50 Мв5, что не даст вам ТАНС (ESD), соответственно, это делает ПАЗ более сильным камнем.
Оживляющий алмаз небесного сияния (Revitalizing Skyflare Diamond) – интересный камушек. Мв5 даже близко не стоит с ПАЗ и даже с ТАНС, да и увеличенный шанс крита лечением не так уж и много значит. Возможно, чуть лучше, чем НАЗ.
XII (в). Как тринкеты (аксессуары) мне носить?
Рейды на 25 человек:
Душа умершего (Soul of the Dead) – возможно подходит нам. Надо поиграть с ним на предмет установления периода внутренней перезарядки прока.
Изображение души дракона (Illustration of the Dragon Soul) – больше подходит для дамагеров.
Талисман предусмотрительности (Forethought Talisman) – очень хороший тринкет, берите не думая.
Кристаллы живого льда (Living Ice Crystals) – больше подходит для жрецов Дисциплины. Слабоват для жрецов Света.
Рейды на 10 человек:
Стеклышко духовного мира (Spirit-World Glass) – отличный тринкет для жрецов Света, не очень для жрецов Дисциплины.
Статуэтка величественного дракона (Majestic Dragon Figurine) – тоже самое. Свету – хорошо, Дисциплине – так себе.
Колокол Дже'Тце (Je'Tze's Bell) – отличный тринкет, но, к сожалению, ворлд дроп. Удачи выбить.
Облачение паука (Embrace of the Spider) – даже и не думайте брать этот тринкет. Лучше берите за баджи.
Баджи / Ворлд Дроп / Инсты на 5 человек:
Руна предвидения (Futuresight Rune) – награда за квест в Драконьем погосте. Хорошая замена Серьги Душевной медитации (Earring of Soulful Meditation)
Фолиант магиских феноменов (Tome of Arcane Phenomena) - дроп из Окулус’а(The Oculus)
Резервуар для душ (Soul Preserver) – дроп из Старого Стратхольма (Old Stratholme)
Талисман тролльского божества (Talisman of Troll Divinity) – героическая Крепость Дрек’Тарон (Drek'tharon keep)
Искра жизни (Spark of Life) - героические Чертоги Камня(Halls of Stone)
Кузнечный жар (Forge Ember) - героические Чертоги Камня(Halls of Stone)
Яйцо смертной сущности (The Egg of Mortal Essence) – не тратьте на это баджи.
XII (г). Эчанты
Голова:
Магический знак пылающих тайн (Arcanum of Burning Mysteries) – Кирин Тор (почтение);
Магический знак блаженного исправления (Arcanum of Blissful Mending) – Драконий Союз (почтение).
Плечи:
Великое начертание скалы (Greater Inscription of the Crag) – Сыновья Ходира (превознесение);
Великое начертание бури (Greater Inscription of the Storm) – Сыновья Ходира (превознесение);
Малое начертание скалы (Lesser Inscription of the Crag) - Сыновья Ходира (уважение);
Малое начертание бури (Lesser Inscription of the Storm) - Сыновья Ходира (уважение);
Накидка:
Свиток чар для плаща - мудрость (Scroll of Enchant Cloak – Wisdom)
или
Вышивка темного сияния (Darkglow Embroidery) (только для Портных)
Грудь:
Свиток чар длянагрудника - все характеристики 7 (Scroll of Enchant Chest - Powerful Stats)
Запастья:
Свиток чар для наручей - сила заклинаний 3 (Scroll of Enchant Bracer - Superior Spellpower)
или
Свиток чар для наручей - интеллект 5 ([Scroll of Enchant Bracers – Exceptional Intellect)
Перчатки:
Свиток чар для перчаток - сила заклинаний 2 (Scroll of Enchant Gloves - Exceptional Spellpower)
Штаны:
Сверкающая чародейская нить (Brilliant Spellthread) – Серебряный Авангард (превознесение);
Сапфировая чародейская нить (Sapphire Spellthread) – Кирин Тор (превознесение).
Ботинки:
Свиток чар для обуви - живучесть клыкарра (Scroll of Enchant Boots - Tuskarr's Vitality)
или
Свиток чар для обуви - дух 3 (Scroll of Enchant Boots - Greater Spirit)
Кольца:
Чары для кольца - сила заклинаний 2 (Enchant Ring - Greater Spellpower) (только для Накладывателей чар)
Оружие:
Свиток чар для оружия - сила заклинаний 3 (Scroll of Enchant Weapon - Mighty Spellpower)
или
Scroll of Enchant Weapon - Exceptional Intellect (Scroll of Enchant Weapon - Exceptional Intellect)
или
Свиток чар для оружия - дух 2 (Scroll of Enchant Weapon - Exceptional Spirit)
XIII. Математика
Существует очень много вещей как для жрецов Света, так и Дисциплины, которые можно отобразить в математической модели. Наиболее интересные вещи будут отображены в этом разделе.
XIII (а). Усиленное исцеление (Empowered Healing)
Ваше заклинание "Великое исцеление" (Greater Heal) дополнительно усиливается на 8%, а заклинания "Быстрое исцеление"(Flash Heal) и "Совместное исцеление"(Binding Heal) на 4% бонусными эффектами исцеления. Это означает, что 40% от Силы заклинаний приплюсовывается к Великому Исцелению (и 20% к Быстрому).
Конечная формула подсчета прибавки к Великому Исцелению от Усиленного Исцеления с учётом времени чтения заклинания:
[Бонус к лечению * 3.0/3.5 + 0.40 * Сила заклинаний]
Также, не забывайте, что талант Духовное Исцеление (Spiritual Healing) и сет бонус от 4 частей Т6 умножают эффект.
XIII (б). Значения интеллекта и духа
Один из самых распространённых вопросов, который задают присты это – «Сколько духа/интеллекта у меня должно быть?», а второй по распространённости это – «Когда стоит перестать собирать одно, и начать собирать другое?». Как говорилось выше, каждый параметр даёт свои плюсы, которые должны быть уравновешены.
Во-первых, осознайте, что независимо от Света или Дисциплины, каждая единица духа на самом деле превращается в 1.155 ед. благодаря 5% прибавке от талантов Дух воздаяния (Spirit of Redemption)/Просветление (Enlightenment) и 10% от Благословения Королей. Точно также для жрецов Света каждая единица интеллекта превращается в 1.1 ед, а для жрецов Дисциплины в 1.265 ед., за что стоит сказать спасибо таланту Сила Мысли (Mental Strength) и БК.
Ниже приведён список коэффициентов и превращений:
1. 1% крита = 166.67 интеллекта
2. 1 ед. Интеллекта = 0.1875 Мв5 (Восполнение (Replenishment))
3. 1 ед. Интеллекта = 0.208 Mp5 (Длительность боя 6 минут, относительно макс. количества маны)
4. 1 ед. Интеллекта = 0.083 Mp5 Mp5 (Длительность боя 6 минут, Исчадие Тьмы (Shadowfiend))
5. 1 ед. Интеллекта = 0.114 Mp5 (Жрец Света, Длительность боя 6 минут, УСС прокает от крита, отношение кастов Быстрого и Великого Исцеления – 50/50)
6. 1 ед. Интеллекта = 0.017 Mp5 (Жрец Дисциплины, прокают Божественное Покровительство (Divine Aegis) и Вознесение (Rapture))
7. 1 ед. Интеллекта = 0.194 Mp5 (Медитация (Meditation), 1000 Духа, 80% во время действия правила 5 секунд)
8. 1 ед. Духа = 0.388 Mp5 (Медитация (Meditation), 1000 Интеллекта, 80% во время действия правила 5 секунд)
9. 1 ед. Духа = 0.25 к Силе Заклинаний (Свет, Духовное направление (Spiritual Guidance))
Так как 1 ед. интеллекта = 1 ед. духа, то реально мы ничего не теряем при замене одного на другое. В итоге, надо стремится к равному отношению спирита и интеллекта. С полными энчантами, рейдовыми баффами (25 человек) и вещами уровня 186 и выше, у вас должно быть 1000 интеллекта и 1000 духа. Так что мы отталкиваемся от этих значений.
Теперь самое трудное. Как перевести рейтинг критов в механику мана регена?
Для жрецов Света 45% критов означает полностью бесплатное заклинание. Конечно, мы можем допустить, что этим заклинанием всегда будет Великое Исцеление, но это будет слишком весомым аргументом в пользу крита, потому что каждое Великое Исцеление экономит большое количество маны.
Для жрецов Дисциплины каждый крит оставляет щит, поглощающий урон, благодаря таланту Божественное Покровительство (Divine Aegis), и относительно количества поглощённого урона вам будет возвращено некоторое количество маны благодаря таланту Вознесение (Rapture). В итоге, получается, что в обоих случаях крит = реген. Вопрос остаётся только в цифрах и насколько они будут зависимы от интеллекта.
Крит Света
Каждый процент крита даёт 0.45% шанс запустить эффект УСС (IHC). Мы можем читать около 42 Связующих Исцелений (Binding Heals) в минуту, что даст нам 84 шанса запустить УСС. В худшем случае мы можем прочитать 10 Великих Исцелений и ни одного БИ и СИ, и получается, что шанс запустить УСС равняется 0.21 проку в минуту или 1.3 прока за бой с боссом(~ 6 минут).
Т.к. Прозорливость (Serendipity) не может запустить эффект УСС, то количество возвращаемой маны от этих 1.3 бесплатных кастов может быть максимизировано с помощью использования Великого Исцеления, что в итоге даст около 1054 ед. экономии маны. Следовательно, мы можем приблизительно считать 1 ед. интеллекта как 1/167 от 1370 маны или 8.2 маны, которая работает как регенерация 0.014 маны за 5 секунд.
Крит Дисциплины
Каждый процент крита даёт 30% вероятность запуска щита Божественное Покровительство (Divine Aegis). 2.5% от максимального количества гарантированно вернётся с учётом полного поглощения урона. Давайте примем условия наиболее удачного случая, и пусть все наши щиты полностью поглотили урон, так что каждый раз, когда вы кританули, вы получили 2.5% от вашего максимального количества маны. Жрец Дисциплины читает большее количество заклинаний, чем жриц Света, за счёт механики заклинания Искупление (Penance), так что давайте возьмём примерное количество кастов равное 40, т.е. 40 шансов крита и прока щита Божественного Покровительства, который поглотит урон и восстановит ману.
Количество возвращаемой маны от Вознесения (Rapture) можно выразить так:
0.01035*(макс. кол-во маны)/(базовое кол-во маны)*(кол-во хила)
которое, в данный момент, мы принимаем как количество поглощенного урона. В этом случае, с количеством базовой маны около 3875 и максимальной маны 20к, 1.5к поглощённого урона восстановит 84 маны. От 1% крита вы получаете 2.4 щита или 2.8 Мв5 за весь бой. Теперь снова сравните это со 167 и получите 0.017 Мв5 за ед. интеллекта.